Перейти к содержимому

Треккинг в Китае по дикой части Великой Китайской стены

Строительство стены велось каждой провинцией отдельно, и со временем участки стены были соединены в единое укрепление. Китайская стена среди китайцев ассоциируется с политической слабостью самого Китая, ведь чаще всего враг проникал на территорию Китая путем подкупа охраны.

Проще всего попасть на Великую Китайскую стену можно купив тур в Пекине в одно из нескольких наиболее популярных туристических мест, а именно: Бадалин (Badaling), Мутяньюй (Mutianyu), Симатай (Simatai).

1. Отрезок Бадалин (Badaling 八达岭)

один из самых популярных, отреставрированных и ближе всего к Пекину. Количество туристов советующее. Почитать об этом можно в моей публикации про Пекин.

2. Отрезки Цзиньшаньлин (Jinshanling 金山岭)Симатай и Губейко

– менее отреставрированный, находится дальше от Пекина, но, тем не менее, туристов все равно очень много. Проще всего купить тур, но можно и добраться самостоятельно, хотя без китайского – довольно проблематично. Планируя поездку на этот участок можно приехать в один пункт и пройти пешком 3-4 часа до следующего, оттуда уже уехать назад.

3. Отрезок Мутяньюй. (Mutianyu 慕田峪)

– хорошо отреставрирован, красивые виды, на стену идет подъемник. Добраться можно либо на такси из Пекина за 300-350 юаней (не забудьте попросить в отеле написать на китайском название), либо автобусом до Хуайроу (кажется, 193) и потом за 15-25 юаней на такси до подъемника. Расстояние порядка 80км.

4. Дикий участок от Джианкоу до Мутяньюй ( 箭扣长城 Jiankou Great Wall )

Мы же решили поехать на дикий участок стены, с ночевкой на стене. Этот вариант мне подсказал товарищ, который долгое время прожил в Пекине. Он выслал название на английском и китайском -箭扣长城 Jiankou Great Wall и сообщил, что доехать проще всего на такси за 400-600 юаней.

Идея была в том, чтобы стартовать из поселка Джианкоу, зайти на стену и дальше двигаться по стене с рюкзаком, едой, водой, палаткой и прочим снаряжением, необходимым для ночевки. Ориентировочно до Мутьянью 1-1.5 дня ходу, в зависимости от ритма и места, где вы зайдете на стену.

Звучит все это более, чем просто, но вот реализация довольно непростая. Не побывав в Китае, довольно сложно понять, насколько сильно затруднена коммуникация с китайцами. Любая самая простая задача перерастает в настоящую проблему. Китайцы ленивы, ничего делать не хотят, никого не уважают, и при этом никто не знает языка. То есть любая коммуникация всегда с бумажкой в руках, где написано, что тебе и куда, и на пальцах.

Это я пишу к тому, что мы даже и думать не думали искать варианты добраться до Джианкоу иным способом, чем ехать на такси. Тем более, осенью день короткий, времени светового очень мало, а возможность оторваться от интернета по работе была только на выходные.

Ремарка про интернет – сервисы Google и Facebook в Китае не работают, планируя поездку в Китай – имейте это в виду! Ищите всю необходимую информацию заранее, подумайте, как решить вопрос с доступом к gmail.com, если это важно. Как вариант, можно оформить подписку на VPN-сервис.

Еду купили заранее, в основном это была лапша, соевые сосиски и овсянка. Я уверен, что в Пекине купить можно все, но, где есть хороший супермаркет – я не знал, решили не заморачиваться. Вторая проблема – топливо для горелки. Я решил, что проще будет добыть бензин в мультитопливную горелку, чем найти газ. По факту, проще было поискать в Пекине газ, так как на заправке я купить бензин не смог, объясниться тоже никак. Какими-то правдами и неправдами купил бензин у крестьянина, но качество было так себе. Точнее сказать, хуже бензина в эту горелку лить еще не приходилось, и хоть она и рассчитана на плохое топливо и легко чиститься – чистить я ее устал( Но тоже опыт!)

Попытка словить такси в Китае – это всегда челендж. Либо ехать не хотят, либо не знают куда, либо кто-то постоянно перехватит машину на улице. Китайцев очень много, и всем куда-то нужно.

В общем, с 5-й попытки удалось словить таксиста, который согласился нас довезти за 350 юаней. Правда, почему-то все, у кого он уточнял дорогу, показывали чуть в другую сторону, чем шла дорога по карте. Объясниться я так и не смог, и отпустил. В результате мы заехали со стороны Мутьянью на тот же дикий участок, сама деревня Джианкоу осталась по другую сторону стены.

Вся дорога заняла около 4 часов, включая пробки и попытки найти дорогу. В поселке мы быстренько перекусили и начали подъем по тропе.

Так растет хурма

Мужик продает фрукты и орешки

Природа похожа на Крымский Каньон чем-то

Тропа дикая и по пути везде стояли таблички и предупреждения о том, что участок закрыт для публичного посещения и может быть опасен для жизни. Ну, нам туда, китайцы тоже идут – что поделать)) В целом, ощущение, как в Крыму, очень похоже было на Крымский каньон, и китайцам, как и славянам, тоже наплевать на порядки.

Подъем по тропе занимает около 2 часов. Ближе к стене тропа становиться узкая и крутая, нужно постоянно разминаться с китайцами. Китайцы очень шумные, постоянно орут, просят фоткаться, пытаются разговаривать и испытывают неподдельный интерес. В самом конце стоит лестница, и за ее использование просят 10 юаней. Я не спорил, китайцы часто не согласны платить. В целом, в Китае могут брать деньги даже за фотографию пейзажа – такие правила, ничего не поделать. Лучше не ссориться, может быть дороже.

Выйдя на стену, мы были несколько шокированы количеством китайцев на стене. Это при том, что местами стена сильно разрушена. Участков, на которых можно переночевать, было не так уж и много. Мужик возле лестницы показал на пальцах, что спать лучше идти в противоположную от Мутьянью сторону, мол, там больше плоских мест. Туда мы и начали путь и в ближайшее время остановились на привал, попить кофейку.

Эта тема достояна отдельного поста. На стену мы решили взять с собой Handpresso, подаренный мне моим хорошим другом. Конечно, это больше было ради прикола, ведь весит она с полкило, и в треке кофе обычно варят просто в котелке. Ну, так вот, даже сама горелка с котелком на стене вызывают огромный интерес среди китайцев, но когда в руках появляется этот странный девайс для приготовления эспрессо – просто превращаешься в звезду.

Осмотрев стену после привала, мы пришли к выводу, что это место выглядит как хороший вариант для ночевки – ровное, укрытое от ветра. Да и особого смыла дряпаться с груженным водой, едой и снаряжением рюкзаком туда и назад смысла не много. В общем, мы решили аккуратно припрятать рюкзаки за пригорком. Очень аккуратно, чтобы никто не видел и не понял нашей задумки. Пропустив всех, кто был на горизонте и хоть с какой-либо вероятностью мог видеть этот процесс – мы начали прогулку по стене налегке, забрав фотоаппарат и документы.

Звуки Варгана привлекали внимание китайцев)

Китайцы очень любят групповые фото)

Мне приходилось бывать на участке Бадалин – и этот вариант прогулки по стене мне нравится куда больше. Хотя местами участки были стремноваты.

Вариант транспортировки собаки))

Во время прогулки мы поняли, что лучшим местом для ночлега будет место первого привала. К счастью, вернувшись назад, мы обнаружили, что никем это место занято не было. Мы с радостью начали разворачивать лагерь, переодеваться. Перед тем как стемнело, я еще успел собрать чуть дров для костра и даже смастерить лавочку из бревна и скал.

И тут, к нашему разочарованию, уже в сумерках к нам пришла группа из 3 австралийцев и 4 китайцев. Они вежливо спросили, не против ли мы их компании, и сказали, что это лучшее место для ночевки для их трех палаток. Мы сначала напряглись, но потом приняли этот факт. Ребята оказались хорошими, главное, что не пили и не шумели. После ужина мы спокойно провели вечер у костра с видом на стену, после чего улеглись спать.

И в 5 утра началось движение первых китайцев. Это был шок и неожиданность! Куда они шли? Почему так рано? Светает лишь только в 7, а тут в 5 они уже на стене, без стеснений орут во все горло и светят фонарями на палатку. И их столько, что полное ощущение ночевки в самом центре рынка. Думаю, этот опыт не забудется никогда! Не раз я радовался тому, что обложил палатку камнями по кругу, иначе, думаю, частенько бы кто-то врезался в палатку вместо камней))

Скорее всего, эта проблема бывает в основном на выходных – поэтому стоит планировать такой трип в будни, по возможности. Мало того, что тысячи китайцев едут отдыхать в близлежащие регионы на машинах, создавая пробки, так еще и Пекин и его окрестности оказался очень популярным среди корейцев, которым сюда лететь рядом и не дорого.

Завтрак и сборы прошли под пристальным вниманием китайских туристов, постоянно интересующихся и стремящихся с тобой фотографироваться. Их особо не волнует, чем ты занят, и есть ли у тебя желание. Они очень назойливо мостятся рядом и фоткаются. В общем, без абстрагирования от ситуации не обойтись никак.

После завтрака и сборов мы принялись в путь. Ребята, наши соседи, решили изменить план и сняться в Джианкоу, не идти с сумками до Мутянью, так как сочли этот участок слишком опасным. Мы же решили не менять планов и попробовать пройти, хотя визуально это выглядело очень стремно снизу.

Кстати, ребята доехали поездом до какого-то поселка, и оттуда шли день до места ночевки. То есть, этот вариант, вероятно, будет лучше для дикой вылазки на стену. Они, кстати, рассказывали, что вместе с ними приехали еще 2 тысячи китайцев, которые устроили настоящую пробку на подходах к стене.

Китайские сигареты:

Дорога до Мутянью была очень разной. Сначала это был разбитая лестница, дальше начались участки, которые нужно было обходить рядом и лезть по камням. Рюкзак за спиной сильно затрудняет процесс, но все реально, главное аккуратно.

Этот участок очень красив. Во время трека постоянно приходят мысли о том, как бедные китайские рабочие могли тут еще что-то строить? Скалы да обрывы.

На этом участке нужно было лезть, как и на некоторых раньше. Внизу стояла лестница, за проход по которой просили по 5 юаней. Как на меня – есть за что, реально облегчает путь. Но китайцы иного мнения, они предпочитали рисковать и лезть рядом, где реально было стремно. Правда они на легке, в отличии от нас, но тем не менее…

С верху открывается красивый вид. Дальше еще немного дикой тропы и далее уже более-менее нормальная дорога.

Спустя 4 часа самые сложные участки, где нужно было лезть, закончились. И начался участок, по которому чаще всего можно просто идти. Поросший лесом, местами разрушен, но легко проходим.

Многие китайцы сходили с дикого участка до начала туристического. Крайняя петля перед началом тур-маршрута была очень спокойная и красивая. Основная масса китайцев уходила по тропе в лес, прямо перед этим участком. Тут, кстати, и самая высокая точка маршрута – 1005м.

Тут мы решили провести чайную церемонию. Это вторая фишка, которую мы взяли на трек, чтобы насладиться моментом. В отличие от эспрессо- горячий чай на привале заходит очень четко. Вкусный, теплый и с отличным видом.

Стоит также сказать, что это действие вызывало еще большее удивление у китайцев. К нашей радости последних было уже гораздо меньше, чем раньше.

От этого участка дальше начался спуск. Местами скользко, но уже без обрывов.

И кругом цвета золотой осени – очень красиво!

Вскоре мы пришли к границе туристического участка, где нас ждала такая табличка.

Дальше идти было гораздо проще. Все отреставрировано, везде лестницы, бордюры и много людей.

Следы популярности( Китайцы вообще не парятся, к сожалению!

Так мы добрались до подъемника и спустились вниз на нем. Стоимость 80 юаней с человека, работает до 16:30 в будни и до 17:00 на выходные. Внизу мы пообедали и пошли пешком в село на трассу, заняло около 40 минут.
Все автобусы на Пекин уже уехали. Какие-то таксисты пытались продать услуги, один это делал очень настойчиво и почему-то дешево. Это вызвало подозрения, и потому мы решили с ним не ехать. Выйдя на трассе, словили попутку за 10 минут, и в итоге, ребята нас довезли прямо до отеля и не взяли ни юаня за это, спасибо им! В общем-то, в этом и была идея заканчивать трек в Мутянью, потому как уехать из популярного участка гораздо проще.